Нормы Указа № 109 направлены прежде всего на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, являющихся лизингополучателями по договорам лизинга жилых помещений, а также членов их семей, проживающих совместно с ними.
Так, несмотря на то, что в период действия договора лизинга квартира будет находиться в собственности лизинговой организации, Указом № 109 установлено, что граждане (лизингополучатели) будут оплачивать коммунальные платежи по тарифам, установленным для физических лиц (а не юридических лиц – лизингодателей, как это происходит в настоящий момент).
В целях снижения рисков увеличения финансовой нагрузки на граждан-лизингополучателей в период действия договора лизинга не допускается увеличение лизинговыми организациями лизинговых платежей по договору лизинга при увеличении рыночной стоимости жилых помещений, ставок аренды по аналогичным жилым помещениям, а также иных обстоятельствах, прямо не влияющих на увеличение инвестиционных расходов лизингодателя по договору лизинга.
Поскольку договоры лизинга жилья, как правило, носят долгосрочный характер, Указом № 109 урегулированы вопросы сохранения (по желанию членов семьи лизингополучателя) действия договора лизинга на прежних условиях в случае смерти лизингополучателя с признанием новым лизингополучателем одного из членов семьи.
Также законодательно регулируются финансовые аспекты при досрочном расторжении договоров лизинга жилья, в том числе по вине любой из сторон.
Указом № 109 защищаются права граждан-лизингополучателей при переходе права собственности на квартиру, в том числе при реорганизации юридического лица – лизингодателя, обращении взыскания на квартиру как предмет залога и иных случаях.
Для защиты интересов граждан при заключении и исполнении договоров лизинга жилья Указом № 109 вводятся дополнительные требования к финансовой устойчивости лизинговых организаций, претендующих на право заключения договоров лизинга жилья.
Предусмотренные Указом № 109 нормы дополняют преимущества лизинга, свойственные данному финансовому инструменту:
– гибкость в плане оценки платежеспособности лизингополучателя (может осуществляться с учетом совокупных доходов членов семьи лизингополучателя, которые будут проживать в жилом помещении, передаваемом в лизинг);
– отсутствие необходимости предоставления лизингополучателем дополнительного обеспечения лизингодателю;
– возможность согласования графика лизинговых платежей с учетом реальных возможностей конкретного лизингополучателя (может быть неравномерным с учетом планируемых денежных потоков лизингополучателя).
Принятие Указа № 109 создает необходимые правовые условия для повышения доступности жилья для граждан, которые не обладают достаточными средствами для приобретения квартир или домов в собственность за счет собственных средств.
Договоры лизинга жилья, заключенные до вступления в силу Указа № 109, подлежат приведению в соответствие с нормами Указа № 109. Это требование призвано распространить все вышеперечисленные полезные новации и защитные механизмы на ранее заключенные договоры лизинга.
Источник материалов статьи - https://www.nbrb.by/